Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». «Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду»
Часто родители задают
воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот
«ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп
адаптация к ДОУ проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к
детскому саду, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться
«оттаскивать». Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить
адаптацию ребят в детском саду.
Дети привыкают к детскому
саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее
исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей
вечером встречает ревами. Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой
сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И
это нормально.
Вопрос: «Когда ребенок
привыкнет к детсаду и перестанет плакать». Пройдет время и адаптационный период
завершится. Вот только длительность этого периода у каждого будет своя. Все
зависит от степени адаптации детей.
Выделяют 3 фазы
адаптационного периода:
- Легкая. Длится от 1 до 16 дней.
- Средняя. Длится от 16 до 32 дней.
- Тяжелая. Может длиться до 64 дней.
Причины, почему ребенок
не может привыкнуть к детскому саду
Чтобы мамам было легче
расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, рассмотрим причины, по
которым дети плачут. Устраните их — слезы исчезнут.
- Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:
·
не сформированы культурно-гигиенические
навыки;
·
он не умеет самостоятельно играть с
игрушками;
·
режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.
- Состояние здоровья.
Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем
здоровому.
- Биологические причины:
·
сильный токсикоз у мамы в период
беременности;
·
осложнения при родах;
·
болезни в первые три месяца жизни.
- Индивидуальные причины.
Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя
тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в
первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
- Условия жизни в семье. Если
ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в
путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского
сада.
- Ограниченное общение со сверстниками.
Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к
минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей
вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.
Как облегчить период
привыкания к детскому саду?
Прежде всего:
- Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама —
спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять
спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное
состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает
момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений. Совет:
настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно.
Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из
детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в
первые дни.
- Время нахождения в детском саду увеличивайте
постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на
целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с
постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно
забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней
попытаться оставлять уже на целый день.
- Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок
быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только
болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.
- Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих
прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой
(после обеда, сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и
уходите.
- Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет
напоминать ему о доме, например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку.
Можно дать «ключ от дома», без которого, пока не заберете малыша из
садика, домой не попадете.
- Создайте мотивацию для посещения детского сада:
нужно посмотреть, как кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т.д.
- Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в
детском саду при ребенке.
- Если расставание с мамой проходит тяжело, то
рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников,
чтобы они отводили малыша в детсад.
Ошибки родителей,
затрудняющие адаптацию ребенка
Чего нельзя делать маме с
папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к садику:
- Нельзя пугать ребенка. Часто
родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня —
пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают,
способно вызвать позитивные эмоции?
- Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда
не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это
вполне нормальная реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его
и еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из
детсада.
- Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете
выполнить. Например, если мама сказала, что заберет сразу
после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не выполненного обещания
у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала
и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким
образом, можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить
конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых»
обещаний.
Игры, помогающие быстрее
адаптироваться к детскому саду
Игра — важный вид деятельности для
ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно
облегчить период адаптации к детскому саду. Поиграйте со своими детишками в
такие игры:
«Детский сад»
Во время игры в детский сад может быть
много сюжетных линий:
- «Дети собираются на прогулку».
- «Дети обедают».
- «Дети приходят в детский сад».
- «Дети готовятся к дневному сну».
- «Дети на прогулке».
Роль воспитателя может взять на себя мама
или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет
постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
«Сочиняем сказку»
Предложите ребенку придумать сказку о том,
как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример
сказки: «Жил на свете маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский
сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке
сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не
хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми.
Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из
пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют
песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком пришла мама,
увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли
домой».
«Хорошо-плохо»
Родитель называет определенные действия, а
ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе
- он хлопает в ладоши, при отрицательном -грозиться пальчиком и говорит:
«Аяяяй».
Варианты вопросов:
- играть с игрушками в детском саду;
- плакать утром;
- дружить с другими детками;
- стесняться попроситься в туалет;
- самостоятельно кушать суп;
- мешать деткам спать во время дневного сна;
- делать утром зарядку и т.д.
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.
Консультация для
родителей
«Нравственное
воспитание в семье»
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у
дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности,
дисциплинированности.
Формирование
нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности
ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом
отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование
жизненной позиции.
Недооценка
важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению
неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что
может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих
силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Наблюдения
показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей
детей, недоверие к их силам, стремление опекать.
Нередко
дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей
становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в
решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки
ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки -
обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как
самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители
не придают большого значения.
Известно,
что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной
благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей,
насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и
переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном
возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная
потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья.
Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик,
делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям
матери и отца.
Если ребенок окружен
любовью, чувствует, что он любим независимо от того! какой он, это
вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он
осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру,
положительным влиянием.
Уважение
личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и
интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства.
Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить
несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно
оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро
чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это
будет другому.
Представление
о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка
в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или
отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех
взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна
фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил - хорошо или
плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так
постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как
отразится его поступок на
окружающих.
Большое
внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок,
рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей.
Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им
победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к
нравственному и безнравственному.
Дети,
у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели,
самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи,
проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут
организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и
поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости,
недисциплинированности.
Известно
стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает
нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к
окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его
деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его
трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение
нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя
других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он
проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется
только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет
ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных
усилий для достижения нужного результата и способствует выработке
настойчивости.
Таким
образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания -
эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как
самостоятельность и настойчивость.
Семья
располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к
труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию
разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более
очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на
малыша оказывает труд взрослых в семье.
Характерны
мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание
позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с
удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в
детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в
приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д.
Благоприятные
семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их
нравственно-волевое
развитие. Анализируя ответы
родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в
семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором -
уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное
место. Используя труд в качестве
средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы,
побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный
для ребенка мотив - значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те
цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития
дошкольника.
Консультация для
родителей
«Значение сказки в
развитии и воспитании детей»
Первые годы жизни
ребенка – важный этап в воспитании
и развитии ребенка. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера,
которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют
дальнейший путь жизни. На каждой ступени воспитания есть
свой круг образов, эмоций, представлений, которые передаются ребёнку,
усваиваются им, становятся близкими, родными, незаменимыми. В образах, красках,
звуках родного языка предстает перед ним Родина, и чем ярче и живее образы, тем
большее влияние они оказывают.
Народное творчество
доступно детям с самого раннего возраста. Колыбельные песни, потешки,
поговорки, и другие произведения народного творчества передаются из поколения в
поколение помогая в воспитании детей. Воспитывающее влияние
народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Гениальными
произведениями русского народного творчества являются народные сказки.
С малых лет ребенку
доступен мир сказок,
разнообразных по настроению и содержанию. Сказки прочно
вошли в детский быт. По своему содержанию сказка,
особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению,
представлению. В сказках перед
малышом возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными
чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Образы
русских народных сказок – хитрой лисы,
глупого и жадного волка, мышки-норушки и многие другие - входят в жизнь детей, раскрывая перед ними, в
доступной для их понимания форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказка учит побеждать
храбростью, смелостью и высмеивает трусость. Приключение храброго Колобка в
народной сказке для маленького
ребенка настоящая героическая эпопея. А сказка «Репка» помогает воспитывать чувство
взаимопомощи.
Сказки вводят ребенка в мир
животных, наделенных чертами, свойственными человеку; они умеют говорить,
думать. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную
правду жизни именно в форме сказки.
Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который
манит малыша удивительными приключениями, превращениями и героями. Учёными
доказано, что чтение сказок необходимо
для развития мышления малыша его эмоциональности, а так же развития творческих
способностей. Чтение сказок прекрасный
способ общения со взрослыми, что помогает наладить тёплые, доверительные
отношения, создать уют в семье.
Почему же мир сказок так интересен ребенку? Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершённость отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память, внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, «тянет-потянет», «бил-бил, не разбил») – это значительно облегчает понимание и запоминание сказок, что особенно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища («мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «зайчик-побегайчик» и др.) – это вызывает интерес и способствует быстрому запоминанию. Порой взрослым кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую, но именно этим сказка и привлекает малыша. Обычно взрослые читают детям сказки или рассматривают иллюстрации к ним не задумываясь о том, что возможности сказки безграничны!
Консультация для родителей
«Сказка дарит нам добро!»
Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании и развитии ребенка
является сказка. Ведь сказка не только развлекает, но и воспитывает. Сказка –
добрый, вежливый учитель.
Многие родители задаются вопросом:
- Зачем нужна сказка, и чем она полезна?
Сказка - это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.
Совместное чтение и обсуждение, научит вашего ребенка мыслить логически,
рассуждать, анализировать, выбирать главное, и четко формулировать мысли!
Дети очень много узнают и познают о животных, природе, предметном мире,
сказки позволяют ребенку различать, где добро, а где зло.
Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Когда взрослый
читает ребенку сказку или вместе с ним ее сочиняет, происходит важнейший момент
объединения двух миров: мира взрослого и мира ребенка, в волшебном сказочном
пространстве.
Сказка помогает установить доверительные
отношения между взрослым и ребёнком.
Но самое главное - сказка меняет взрослого, ведь его фантазия и речь развиваются тоже! К тому же он начинает смотреть на мир совершенно другими глазами и вспоминать свое детство.
Воспользуйтесь некоторыми советами:
•Читайте книги ребенку регулярно.
•Обязательно при ребенке читайте сами. Читают родители – читает ребенок.
•Покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
•В доме должна быть детская библиотека.
Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве.
Волшебные, весёлые и даже страшные - сказки всегда интересны. Читаешь их или
слушаешь - дух захватывает.
Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках.
«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - писал А. С. Пушкин.
И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый,
чаще всего это дружеский совет. Сказки учат доброте, честности, находчивости,
отличать добро от зла, хорошее от плохого, умению не сдаваться в трудную
минуту, любви к труду и родному краю и ещё многому тому, что постигает ребёнок
в жизни.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ВОСПИТАНИЮ ДОБРОТЫ
1. Любите своего ребенка. Ласково называйте его по имени.
2. Помните, природа - наш главный педагог. Чаще бывайте с ребенком на
природе.
3. По возможности имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу
о них детям.
4. Учите детей правильному общению с живыми существами.
5. Доведите до сознания ребенка, что измятая травка, сорванный цветок -
живые, от грубого и жестокого отношения им больно.
6. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
7. Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
8. Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом
нуждается.
9. Учите исправлять свои ошибки.
10. Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например,
подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.
11. Не унижать своего ребенка и не обсуждать его поступки при других.
12. Придумывайте вместе с детьми сказки, рассказы о доброте.
13. Используйте положительные примеры из детской литературы при
воспитании ребенка.
14. Разучите пословицы:
Добрые дела целыми веками живут.
Доброе дело веками помнится.
Доброму везде добро.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добро помни, а зло забывай.
Комментарии
Отправить комментарий